Доступная среда
УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам
государство обеспечивает
(в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
· дошкольное воспитание;
· внешкольное воспитание и образование;
· среднее общее образование;
· среднее профессиональное образование;
· высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.
Организация образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ «Детский сад № 55 комбинированного вида»
Обеспечение доступа в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Конструктивные особенности здания учреждения не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В здание ДОУ обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при помощи кнопки вызова, находящейся в зоне доступа и расположенной у входной двери в Учреждение. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Оборудование объектов для проведения практических занятий, объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.
Обеспечение условий для беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в здание ДОУ запланировано в соответствии с Паспортом доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования.
Развивающая предметно-пространственная среда, организованная для воспитания и обучения обучающихся в том числе для лиц с ОВЗ и инвалидов
Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) формируется по принципу вариативности, доступности. При создании РППС ДОУ учитываются возрастные, и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности. Созданная РППС открывает нашим воспитанникам широкий спектр возможностей для их роста и развития.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими инклюзивное образование:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022г. №1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
- Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2008г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
- Письмом Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.02.2017г. № 07-818 «О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ»;
- Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.02.2019г. № ТС–551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
- Локальными актами ДОУ (Положения о группах компенсирующей и комбинированной направленности, Положение о ППк).
В МБДОУ «Детский сад № 55 комбинированного вида» созданы специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Под специальными условиями получения образования детьми с инвалидностью и ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
- использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных образовательных маршрутов);
- специальных методов обучения и воспитания;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями.
Организация образовательной деятельности данной категории детей осуществляется с учетом здоровья, а именно разработан щадящий режим дня, адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования.
Сведения о наличии оборудованных учебных помещений, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В учреждении имеются следующие помещения:
- 2 группы для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи);
- при необходимости могут открываться группы комбинированной направленности; Во всех группах имеются основные помещения для пребывания воспитанников с ОВЗ в детском саду (групповая комната, спальня, приемная, санузел, моечная).
Помещения оснащены детской мебелью, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с учетом их возрастных особенностей и интересов. В группах имеется интерактивное оборудование, используемое для коррекции нарушений у детей. Оборудование групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанника. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с ФАОП ДО.
Внутреннее пространство ДОУ, помимо групповых комнат, включает и специальные помещения, позволяющие осуществлять развитие детей:
- 2 логопедических кабинета, которые оснащены необходимым дидактическим оборудованием для общей реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ (ТНР);
- музыкальный (физкультурный) зал, обеспеченный зеркалами, стульями, музыкальным оборудованием для проведения музыкальных занятий, праздников, логоритмики; необходимым оборудованием для проведения физкультурных занятий, досугов, развлечений. В данном помещении установлено мультимедийное оборудование;
- библиотека и медиатека с мультимедийным оборудованием, в которой создан книжный фонд и информационная электронная база (сборник учебных видеофильмов, презентаций по материалам открытых занятий, семинаров; материалы из опыта работы педагогов-новаторов, различных структурных подразделений, работающих в инновационном режиме);
- кабинет педагога-психолога, оборудование которого направлено на профилактику психофизических и эмоциональных нагрузок, создание положительного эмоционального настроя, развитие позитивного общения детей.
Средства обучения и воспитания для детей с ОВЗ и инвалидов
Средства обучения и воспитания, используемые в ДОУ для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
- печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)
- электронные образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, образовательные кинофильмы, образовательные фильмы на цифровых носителях).
Специальные условия охраны здоровья
В ДОУ имеется медицинский кабинет (изолятор), оснащенный необходимым оборудованием и инструментарием.
Доступ воспитанников, в том числе инвалидов и лицам с ОВЗ, к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен.
В ДОУ педагоги имеют доступ к информационно-телекоммуникационным сетям. Точка доступа организована в методическом кабинете.
Официальный сайт МБДОУ «Детский сада № 55 комбинированного вида» имеет версию для слабовидящих людей.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: видеофильмы, презентации.
Для организации образовательного процесса в ДОУ и дома, педагоги и родители пользуются следующими электронными образовательными ресурсами:
• Официальный сайт Министерства просвещения Российской Федерации - https://edu.gov.ru;
• Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru;
• Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru;
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru;
• Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;
• Сайт для воспитателей детских садов. http://www.maaam.ru/poleznaja-informacija/sait-dlja-vospitatelei.html;
• Развивающий детский сайт «Умка» - https://www.liveinternet.ru/users/5117382/post267619501/;
• Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru;
• Журнал «Дошкольное воспитание» - https://dovosp.ru/j_dv;
• Детский сад. Ру - http://www.detskiysad.ru;
• «Воспитатель ДОУ» - http://doshkolnik.ru.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
В ДОУ имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ:
- оборудование групп для детей с ТНР;
- оборудование логопедических кабинетов;
- оборудование компьютерной и мультимедийной техникой кабинетов и музыкального зала ДОУ.
Дети-инвалиды и воспитанники с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях с имеющимся в ДОУ оборудованием.
О наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формирование платы за проживание в общежитии
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
Библиотека
Содержит большое количество художественной и дидактической литературы для детей дошкольного возраста.
Методический кабинет
Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Средства обучения и воспитания сформированы по видам:
- методическая литература;
- наглядно-методические пособия;
- дидактические пособия;
- наглядно-дидактические пособия;
- наглядные пособия.
Безопасность
Территория участка ДОУ имеет периметральное ограждение и наружное освещение. Имеются 2 въезда, один из них с оборудованными автоматическими воротами и 2 автоматизированные калитки. На территории и в здании ДОУ установлено и функционирует видеонаблюдение и охранная сигнализация. Оборудован пост охраны. Для детей на участках имеются игровые площадки для каждой возрастной группы, на каждой площадке установлено стационарное игровое оборудование – малые формы, соответствующие возрасту детей. Игровое оборудование и постройки безопасны, с приспособлениями, дающими возможность ребёнку двигаться, играть. Обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников. Соблюдаются правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Работники своевременно проходят инструктаж по охране жизни и здоровья воспитанников, по оказанию первой доврачебной помощи, по обеспечению пожарной безопасности. Имеется утвержденный план эвакуации детей и система оповещения работников на случай чрезвычайных происшествий. Раз в квартал проводятся практические занятия с персоналом и воспитанниками по эвакуации из здания в случае ЧС. Установлена автоматическая пожарная сигнализация, тревожная кнопка. В соответствии с требованиями СанПиН в полном объёме реализуется питьевой, тепловой и воздушный режим, о чем свидетельствуют акты надзорных организаций приемки ДОУ к учебному году.
Оборудование объектов для проведения практических занятий, объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.
Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Питание организованно в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Предусмотрено наличие в рационе ребенка свежих овощей и фруктов, мясных и молочных продуктов (ежедневно), рыбы и выпечки. Питание 5-ти разовое, на основе примерного 10-ти дневного меню. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не осуществляется.
Детям-инвалидам предоставляется бесплатное питание в соответствии с п.3 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Постановлением администрации города Орла от 30.06.2015 № 2567 «Об установлении родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях».