Департамент образования Орловской области
Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла
Муниципальный бюджетный детский сад № 55
OBR57.ru

Взаимодействие педагогического коллектива ДОУ с семьями воспитанников

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в ДОУ необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

  Задачи:

1. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

  1. Оказать помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
  2. Обеспечить учет образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей в определении:
  • специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • выбора тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
  • традиций культурно-досуговой жизни ДОУ.
  1. Создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
  2. Обеспечить информационную открытость разработки и реализации Программ для предоставления информации о ООП ДО и АООП ДО для детей с ТНР семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность.
  3. Активизировать взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
  4. Обеспечить консультативной поддержкой родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования.

Совместная работа дошкольного образовательного учреждения с семьями строится с учетом следующих принципов:

- открытость ДОУ для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как развивается его ребенок);

- доброжелательность при сотрудничестве педагогов и родителей в воспитании детей;

-   создание активной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей (родителей (законных представителей), педагогов ДОУ) и детей;

 -  учет этнокультурной ситуации развития детей;

- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охрана и укрепление их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

- единый подход к процессу воспитания ребёнка;

- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

- дифференцированный подход к каждой семье;

- равноответственность родителей и педагогов.

Одним из важных условий реализации ООП ДО и АООП ДО для детей с ТНР является взаимодействие с семьей: дети, воспитатели, родители, администрация – главные участники педагогического процесса.

Педагогическое взаимодействие предполагает координацию усилий нескольких сторон (субъектов образовательного пространства) в образовательном процессе. Равноправными субъектами педагогического процесса в ДОУ являются дети, воспитатели, специалисты, помощники воспитателей, медсестра, родители.

Равноправие субъектов подразумевает:

  • открытость к взаимодействию;
  • возможность запросить, и получить информацию;
  • инициатором процесса взаимодействия по поводу вновь возникшей проблемы или с целью удовлетворения потребности может стать любой из субъектов;
  • возможность участия субъектов в планировании, реализации, управлении и оценке результатов совместных проектов, образовательного процесса.

Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. 

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.   

Взаимодействие ДОУ с родителями как одно из условий успешной реализации общеобразовательных программ дошкольного образования, позволяет обеспечить их эффективность, повысить качество образования при соблюдении следующих принципов:

- совместные усилия семьи и ДОУ в оказании помощи и поддержки ребенку;

- уважение и понимание между родителями и педагогами, систематическое обсуждение вопросов воспитания, обучения и развития ребенка;

- проявление терпимости и деликатности в общении с ребенком;

- воспитание у детей уважения и доверия к взрослым (родителям, педагогам, близким людям).

Родители являются первыми педагогами ребенка. Одной из функций детского сада является оказание консультативно-методической помощи родителям в воспитании и обучении детей.

На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:

- с семьями воспитанников;

- с родителями детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли и развивали их способности. Однако без партнерского взаимодействия с семьей решить эти проблемы практически невозможно.

Все формы работы с родителями подразделяются на
- коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;
- традиционные и нетрадиционные.

            Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

            Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

            Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

            В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными.

            Это формы работы, проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:

- внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников ДОУ;

- работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.

            Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

            Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями подразделяются на:

- информационно-аналитические;

- познавательные;

- досуговые;

- наглядно-информационные (информационно-ознакомительные, просветительские).

Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.

По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:

- Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников.

- Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

- Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей.   Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность.

- Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей.

- «Заочные» консультации - родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.

-  Педагогический консилиум. В состав консилиума можно включить старшего воспитателя, воспитателя, заведующую, педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинскую сестру, членов родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье.

- Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

- «Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.

- Родительский комитет группы - это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ.

- Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей, где родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

- «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.

- Клубы для родителей - данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений.

Досуговые формы взаимодействия с родителями.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

К досуговым формам взаимодействия с родителями относят:

 - Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования).

 - Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.

 - Совместные походы и экскурсии.

 - Благотворительные и социальные акции.

 - Кружки и секции.

 - Домашние гостиные.

 - Работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей).
 - Музыкальные и литературные салоны и т.д.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями:

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

К ним относят:

- видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
- фотографии;

- выставки детских работ;

- стенды, ширмы, папки-передвижки.

Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями

- анкетирование;

            - опросы.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Письменные формы взаимодействия с родителями:

- Брошюры помогают родителям узнать о детском саде.

- Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

Степень эффективности сотрудничества обусловлена:

  • положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу, осознанием ее целей и личностной заинтересованностью;
  • совместным планированием, организацией и оценкой результатов образовательного процесса; свободой выбора участников деятельности.

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивает благоприятные условия жизни и воспитания обучения ребенка, развития его личности.

Наиболее полезный и эффективный стиль воспитания в обобщенной форме может  быть   сформулирован   как   сочетание   тёплого эмоционального отношения к детям (моральная поддержка, преобладание поощрительных воздействий над запретами и наказаниями) с чётко определёнными правилами поведения, в пределах которых предоставляется достаточный контроль для личной инициативы.

В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние.   Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях.

Инициаторами установления сотрудничества являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а, следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании и обучении детей.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль в семейном воспитании.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного процесса, т.е. включение родителей в деятельность детского сада.

Под включением родителей в деятельность по реализации целей и задач образовательных программ ДОУ понимается их участие в:

  • стратегическом, тактическом, оперативном планировании на всех уровнях: организационных форм обучения, развития детей в совместной и самостоятельной деятельности;
  • согласовании программ (образовательной, программы развития), планов совместной работы; организации образовательного процесса;
  • создании творческих групп, которые активно делятся собственным опытом, собственными достижениями;
  • организации современной развивающей среды в группах и на территории ДОУ;
  • привлечении родителей к оценке и контролю (общественная экспертиза) за качеством образовательного процесса.

Признаками сотрудничества с семьей по реализации образовательных программ ДОУ являются:

- осознание цели деятельности каждым участником образовательного процесса;

- личный контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем;

- положительные межличностные отношения;

- включение родителей и педагогов в общественные формы обсуждения и решения проблем в организации образовательного процесса, в том числе через сайт ДОУ.

Подходы к взаимодействию с родителями по реализации образовательных программ ДОУ:

  1. Родители рассматриваются, как важный фактор в улучшении перспектив развития детей.
  2. Родители не только не мешают и не препятствуют работе педагогов, а наоборот, могут способствовать быстрым успехам, могут овладеть новыми навыками, руководствуясь сильным желанием помочь своим детям.
  3. Родители имеют право на информированность и обращение к педагогам детского сада за советами с тем, чтобы эффективнее влиять на развитие своих детей.
  4. Родители при соответствующих условиях могут быть субъектами организации, планирования и развития образовательной системы ДОУ.

В основе совместной деятельности семьи и ДОУ по реализации образовательных программ ДОУ заложены следующие принципы:

    1. Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей.
    2. Единство в понимании педагогами и родителями ценностно-целевых ориентиров, задач, средств, условий, результата развития ребенка.
    3. Помощь, поддержка, уважение и доверие к ребенку со стороны педагогов и родителей.
    4. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей педагогического коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
    5. Постоянный анализ (с использованием общественной экспертизы) промежуточных и «конечных» результатов образовательного процесса (образования ребенка), с целью обеспечения успешности ребенка на каждом возрастном этапе развития.

Взаимодействие педагогов ДОУ и семьи в ходе реализации образовательных программ ДОУ выстраивается по следующим направлениям:

  • вовлечение родителей в планово-прогностическую, организационную, экспертно-аналитическую деятельность;
  • организация психолого-педагогического, нормативно-правового просвещения родителей;
  • практическая помощь семье в воспитании ребенка;
  • использование в практической деятельности позитивного опыта общественного и семейного воспитания;
  • разработка тематического оформления образовательного учреждения по работе с семьей;
  • активизация педагогического самообразования родителей;
  • расширение сферы дополнительного образования и досуговых услуг.

Показатели степени включения родителей в деятельность по реализации образовательных программ ДОУ.

1. Сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений:

  • о нормативно-правовой базе системы дошкольного образования;
  • о возрастных и психологических особенностях развития ребенка дошкольного возраста;
  • о педагогической деятельности в целом;
  • о специфике работы с детьми дошкольного возраста;
  • об адекватных средствах и условиях развития ребенка;
  • об особенностях образовательного процесса в детском саду;
  • о предполагаемых и реальных результатах развития детей дошкольного возраста.

2. Владение необходимыми знаниями, практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

3. Степень проявления интереса к активному включению в планирование, организацию и оценку результатов образовательного процесса.

4. Удовлетворенность образовательными услугами.

Родители владеют необходимыми знаниями, практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста; активно включаются в планирование, организацию и оценку результатов образовательного процесса; удовлетворены образовательными услугами.

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.